вторник, 26 января 2016 г.


Учитель: Шумський Марк Леонідович
                                  
Русский язык. 9 класс.
  Тема. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
                                  
І. Изучение теоретического материала.

    Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей.  Между частями такого предложения нет союзов.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
 1. Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря.
 2. Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
3. Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой: Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; взлетевший ветер около вас замирает. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
1.Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова "а именно"): Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченных столба, была полна народа.
2.Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится                         
в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что): Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
3.Если в первом предложении при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Примечания.
А.Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, понюхал: пахнет медом (пропущено: и почувствовал, что).
Б.Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала.
       В указанных случаях чаще всего основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой части.
Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:
1.Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал. Игнат спустил курок - ружье дало осечку.
2.Если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части: Дуб держится - к земле тростиночка припала. Косили версту - выкосили грош.
3.Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчивы - как их не пожелать?
4.Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда): Пашню пашут - руками не машут (поел.). Лес рубят - щепки летят (поел.).
5.Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если): Любишь кататься-люби и саночки возить (посл.). На печи лежать - трудодней не видать (посл.).
6.Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой: Молвит слово - соловей поет.
   Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением: (Я думал - волк).
ІІ. Задания по изученному материалу.
1.Укажи предложение, в котором между частями надо поставить тире.

                 [Метель не утихала] [небо не прояснялось].
                 [Настали холода] [мы уже не гуляли целыми днями на улице].
                 [Труд человека кормит] [лень портит]

2.Двоеточие или тире?

    Черемуха была крупная, в длинных и чистых, без листа, тяжелых гроздьях (?) только успевай подставляй под них руки.
    Настёна извелась вся, но подгонять свекра не решалась (?) нельзя было показывать, что ей зачем-то нужна лодка.
    Я выглянул из кибитки (?) всё было мрак и вихорь.
    Работы много (?) отдыха не жди.  
    Я взглянул в окно и заметил (?) кто-то вторично пробежал мимо сарая и скрылся.
                                                                                                                           3. Как объяснить постановку тире в предложении?
    Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения (БСП) противопо-
ставлена второй части.
- Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в
первой части.
- Однородные члены, не связанные союзами, противопоставляются.
- Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горька.
    - Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
    - В первой части БСП предупреждается о том, что во второй части   последует изложение какого-то факта.
    - Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
    - Вторая и третья часть БСП раскрывают значение первой части.


5. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены).
- В городе жизнь однообразна.
- Всё было огромно и дичало конюшни избы амбары и прочие службы.
- Поистине её стихи как драгоценные вина.
- Вас по шее бьют вы ручку целуете.

6. В каком предложении нужно поставить на месте пропуска тире?
- Погода была ужасная ( ) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари тускло светили.
- Спина у акулы тёмно-синего цвета, а брюхо ( ) ослепительно-белое.
- Все эти пьесы ( ) шедевры драматургического искусства как по напряжённому действию, так и по глубине мысли.
- Работа ( ) для него радость.

7. В каком предложении вместо запятой необходимо поставить точку с запятой?
- Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо.
- И с глубокой верой в истину моего убеждения я говорю всем: любите
книгу, она дружески поможет вам разобраться в бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
- В большое старое окно виден сад, большие кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода, и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть её.
- Ветры в пустынях развеивали горные хребты в пыль, перенося и отлагая толщи песков, и они накапливались на обширных пространствах нашей планеты.




Комментариев нет:

Отправить комментарий